---

Блог англоманки, фэшионисты, тайной дочери Хелены Бонэм Картер

---
Привет, вы читаете блог [London-is-passion]! Здесь вы найдете записи обо всем, что находит отражение в широком понятии "мода". От исторических событий и общественных настроений до повседневных ритуалов и частных мнений, от произведений искусства и громких имен до обыкновенных штампов и продуктов быстрого потребления. В разделе Тренды я рассказываю о сезонных изменениях моды, последних тенденциях, предыстории и развитии различных стилистических направлений. В рубрике Винтажные фотографии я размещаю снимки разных лет, любезно предоставленные блогу [LIP] их хозяевами. Любопытными параллелями делюсь в рубрике Игра в классики, свои мысли относительно происходящего в моде и в обществе высказываю в разделе Манифесты. Для рубрики Fashion Forecast я составляю сеты и придумываю увлекательные истории на каждый день, а в разделе Ретроспективы объединяю снимки разных периодов под одной темой. Мои фотографии и путевые заметки вы можете найти в разделе Обо мне. Enjoy!

понедельник, сентября 20, 2010

Пандора, или что было до модных журналов



Пандора — кукла, названная по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая) и предназначенная для демонстрации моделей одежды.


Античный миф о Пандоре в наше время помнят только как историю слишком любопытной женщины, выпустившей на волю несчастья. Но в XVII-XVIII вв. хорошо помнили и другую часть мифа: Пандора была создана по приказу Зевса в виде куклы, которая  стараниями Гефеста ожила и была одета в золотое платье Афродитой, вложившей в её грудь лживую и коварную душу. Пандора — символ соблазна и несчастья — при любом толковании мифа означала разорение и пагубные страсти. 
Известно, что еще в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие раскрашенные глиняные фигурки. Однако считается, что пандоры, "модные куклы" впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали одежды, долгое время  распространяя новости о моде по всему миру. Они служили ориентиром задолго до того, как появились первые модные журналы (во Франции модные журналы появились в XVII в., начиная с «Меркюр де галант»,  но он выходил ограниченным тиражом и его, явно, не хватало на всех модниц Европы).
Едва ли не самое раннее упоминание о пандоре относится к 1391 г, когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новшествами. Тогда пандоры были деревянными. В последствии буквально все королевские дома Европы владели модными куклами.
То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Считается, что в 1640-х г. для распространения моды были придуманы большие восковые куклы в человеческий рост, названные Пандорами. Французские дома мод посылали таких кукол во все европейские страны. Иногда - лишь на короткий период, чтобы продемонстрировать последние тенденции. Куклы разделялись на два вида: "большая Пандора", одетая по официальной господствующей моде, и "малая Пандора", представлявшая образцы домашней утренней одежды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерией и аксессуары.
В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания». На ежегодной двухнедельной ярмарке, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, и в течение последующих двенадцати месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля, с нетерпением ожидая следующих маленьких посланниц из французской столицы.
Золотой век модных кукол - восемнадцатое столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались модными новинками.
Путешествие кукол было настолько важным, что ему не препятствовали даже сражения. В 1704 году, в самый разгар войны между Англией и Францией, один из французских генералов писал: "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".
В 18 веке пандоры начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.
Русская императрица Елизавета Петровна, известная частыми переодеваниями,   сундуками и гардеробами, набитыми шелковыми чулками, корсетами, бесконечными пелеринами, мантильями и  нарядами для всех случаев жизни, с нетерпением поджидала прибытия в Санкт-Петербургский порт французских кораблей, чтобы перехватить самые последние образчики тканей, лент, кружев и фасонов, прежде чем с ними ознакомятся другие модницы. В России дольше, чем в других странах, журналам предпочитали «пандоры». Российские щеголи были приучены еще Петром «считывать» новые фасоны с манекенов, выставлявшихся во времена царя-реформатора на людных площадях.
Елизавета, переодевавшаяся на балах и маскарадах по несколько раз, являлась в виде ожившей куклы-Пандоры, чьи наряды были образцом для подданных (тем более, что настоящие «пандоры» оставались недоступны широкому кругу придворных и оседали среди прочих сокровищ в Оружейной палате). А тот факт, что пагубная страсть императрицы к нарядам привела к разорению казны, еще более подчеркивает этот образ.
Пандоры были в ходу до 60-х годов XIX века, после чего их заменил привычный для нас манекен, а журналы мод стали доступны даже простым горожанкам. Сохранившиеся экземпляры модных кукол находятся в музеях и частных коллекциях. Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, сейчас хранится в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была придворная модистка Марии-Антуанетты. Также в Алмазном фонде России хранится драгоценная шляпка Пандоры 1770 г, усыпанная бриллиантами  и рубинами.

5 комментариев: