Едва ли не самое раннее упоминание о пандоре относится к 1391 г, когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новшествами. Тогда пандоры были деревянными. В последствии буквально все королевские дома Европы владели модными куклами.
То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Считается, что в 1640-х г. для распространения моды были придуманы большие восковые куклы в человеческий рост, названные Пандорами. Французские дома мод посылали таких кукол во все европейские страны. Иногда - лишь на короткий период, чтобы продемонстрировать последние тенденции. Куклы разделялись на два вида: "большая Пандора", одетая по официальной господствующей моде, и "малая Пандора", представлявшая образцы домашней утренней одежды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерией и аксессуары.
В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания». На ежегодной двухнедельной ярмарке, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, и в течение последующих двенадцати месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля, с нетерпением ожидая следующих маленьких посланниц из французской столицы.
Золотой век модных кукол - восемнадцатое столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались модными новинками.
Путешествие кукол было настолько важным, что ему не препятствовали даже сражения. В 1704 году, в самый разгар войны между Англией и Францией, один из французских генералов писал: "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".
В 18 веке пандоры начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.
Русская императрица Елизавета Петровна, известная частыми переодеваниями, сундуками и гардеробами, набитыми шелковыми чулками, корсетами, бесконечными пелеринами, мантильями и нарядами для всех случаев жизни, с нетерпением поджидала прибытия в Санкт-Петербургский порт французских кораблей, чтобы перехватить самые последние образчики тканей, лент, кружев и фасонов, прежде чем с ними ознакомятся другие модницы. В России дольше, чем в других странах, журналам предпочитали «пандоры». Российские щеголи были приучены еще Петром «считывать» новые фасоны с манекенов, выставлявшихся во времена царя-реформатора на людных площадях.
Елизавета, переодевавшаяся на балах и маскарадах по несколько раз, являлась в виде ожившей куклы-Пандоры, чьи наряды были образцом для подданных (тем более, что настоящие «пандоры» оставались недоступны широкому кругу придворных и оседали среди прочих сокровищ в Оружейной палате). А тот факт, что пагубная страсть императрицы к нарядам привела к разорению казны, еще более подчеркивает этот образ.
Пандоры были в ходу до 60-х годов XIX века, после чего их заменил привычный для нас манекен, а журналы мод стали доступны даже простым горожанкам. Сохранившиеся экземпляры модных кукол находятся в музеях и частных коллекциях. Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, сейчас хранится в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была придворная модистка Марии-Антуанетты. Также в Алмазном фонде России хранится драгоценная шляпка Пандоры 1770 г, усыпанная бриллиантами и рубинами.
Потрясающе! спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ и не знала о существовании Пандоры! Надо же! :)
ОтветитьУдалить))
ОтветитьУдалитьтак интересно!))
ОтветитьУдалитьБлагодарю!
ОтветитьУдалить