Существует множество мифов, связанных с работой блогера - их, пожалуй, не меньше, чем сказок о жизни глянца (кстати, вот здесь можно прочесть статью, в которой сотрудники нескольких модных журналов развенчивают некоторые из этих мифов). Вот совсем недавно я выступала на пресс-конференции, посвященной сотрудничеству брендов и блогеров. Вы очень просили поделиться ее содержанием, но я ничего не записывала и могу восстановить только свои мысли "по мотивам". Надеюсь, это будет интересно.
Начнем, как и положено, с истории. Мой "старший" товарищ в области фэшн блоггинга - Маша Новикова (fashion-shower.livejournal.com)
, с ней я познакомилась одной из первых и до сих пор люблю общаться на профессиональные (и не только) темы. Блогу Fashion Shower 5 лет, но Маша говорит, первые годы ни о каком сотрудничестве брендов с блогерами не могло быть и речи. Нет, конечно, блогеры писали обзоры и рецензии на самые разные марки, но их представительства долгое время не отвечали взаимностью.
А потом информационное поле изменилось. Печатный глянец перестал быть единственным источником информации, независимые сайты и блоги, посвященные моде, стали наращивать аудиторию и зарабатывать авторитет. Марки не могли упустить это поле из вида и начали продвижение в блогах. В интервью все той же Маши Новиковой для блога The style jungle можно прочитать о современных тенденциях и механизмах взаимодействия блогеров и брендов (чуть позже я поделюсь своими впечатлениями на этот счет).
Мой блог чуть моложе Машиного, ему 4 года, но первое предложение о сотрудничестве я получила уже в первые полгода его существования. И это был очень крупный проект очень крупной компании: громкий, международный, посвященный стрит-стайлу и крупным мировым столицам - в общем мечта не только для начинающего, но и для самого известного блогера. Чтобы было понятнее, скажу, что мне предложили представлять нашу страну в международном проекте легендарного спортивного бренда, который вы все знаете: проработать образы в стиле того самого бренда и нашего города, организовать съемки и получить огромный фидбек.
После встречи с представителем спортивного гиганта я не спала ночами и продумывала варианты образов, кандидатуры моделей, возможные локации съемок и прочие детали. Когда представительство компании вдруг перестало извещать меня о планах и сроках, я забеспокоилась и спросила, в чем дело. И только тогда я узнала, что "позиция была конкурсная", еще что-то невнятное и "спасибо за интерес к проекту". Я, конечно понимаю, что название London-is-passion - не самое удачное для представителя Москвы, но обо всем остальном я бы все-таки должна была узнать раньше. Вот так с самого первого раза я уяснила, что слова в пиаре вообще ничего не значат.
После того случая мне еще десятки раз обещали крупные проекты, море славы, огромный трафик и прочие блага, но я уже ни на что не рассчитываю, пока не увижу подтвреждения своими глазами. Пиарщиков, с которыми я успела сработаться и подружиться, это не касается, но в основном в правдивость обещаний я не верю.
Несколько раз компании, которые я причисляла к хорошим информационным партнерам и поддерживала безвозмедно, исключительно из симпатии к их продукту, переставали со мной общаться и удаляли из всех рассылок только потому, что пообещали мне какую-нибудь интересную активность, на которую у них не хватило денег или сил. Это очень странная, но распространенная ситуация - взрослые люди, вроде бы профессионалы, у которых ты ничего не просил и которые сами пришли к тебе, вдруг меняют расположение на игнор и не только не извиняются, но не дают никаких объяснений своим действиям. Кажется, уходить по-английски сегодня модно.
Вообще взаимодействие с пиаром - отдельный вопрос. Я вот часто встречаю тексты о том, как хорошо живется блогерам и что это такая легкая работа: пишешь какую-нибудь ерунду на коленке, а сам только успевай загребать деньги и подарки и радоваться всеобщему вниманию. Где живут эти сказочные счастливцы, не знаю, зато знаю, как на самом деле устроена работа блогера. На сайте the-village.ru есть замечательный рассказ о буднях редактора, которому беспрестанно звонят-пишут-кричат о каких-нибудь бессмысленных событиях, которые он, по мнению пиарщиков, обязан осветить на своем ресурсе.
Блогеру тоже приходит небывалое количество анонсов, и большинство из них совершенно невнятного содержания или не относящиеся к тематике блога. Я уж молчу о том, что новости в сфере моды по сути своей почти всегда неинтересны. Ну, скажем, про новые ароматы не нужно читать, их нужно пробовать и примерять в офлайн-режиме, а отчеты с бессодержательных вечеринок в бутиках или барах вообще не имеют никакого смысла. "На мероприятии были замечены участник тридцать третьего сезона реалити-шоу и ведущая прогноза погоды на канале, который еще не выходит в эфир". Вы бы про это написали? Я нет.
Но вопрос даже не в этом. Милослав Чемоданов, автор вышеуказанной статьи о хаосе в современном информационном пространстве и, как следствие, в пиаре, все-таки занимает позицию в редакции, за которую ему полагается зарплата. Хорошие ланчи и фуршеты - всего лишь приятное дополнение к работе (как и знакомство с хорошими талантливыми людьми), но для фэшн-блогера выгоды на этом исчерпываются, зарплаты-то у него точно нет. Вообще зачастую на подобных мероприятиях блогер теряет не только свое время (как правило, рабочее, кстати), но и аудиторию - подать информацию о новом продукте в увлекательной форме подчас бывает крайне сложно.
Итак, мы плавно приблизились к темы оплаты трудов блогера. Предложить фэшн-блогеру деньги (даже небольшие) готовы далеко не все бренды. И речь идет о компаниях разного масштаба. Здесь дело обычно ступорится еще на стадии переговоров: некоторые компании не могут определиться, как рассчитать сумму оплаты, некоторые не ощущают, что именно они приобретают, а некоторые вообще не понимают, зачем блогеру деньги. Подчеркну, что речь идет именно о блогерах направления фэшн, а не о топовых блогерах, хорошо известных и за рамками блогосферы, - они действительно получают весьма солидные гонорары за рекламу в своих блогах.
Вообще этот вопрос в модном блоггинге пока находится на стадии развития, но я могу сказать, что здесь никак не обойтись без договоров и официальных документов. О ценности обещаний я уже писала выше, так что все аспекты сотрудничества, особенно если оно проходит на платной основе, лучше прописать на бумаге. Разумеется, стоит ознакомиться и со всеми юридическими тонкостями дела: стоить ли заводить ИП, заключать договор подряда, как прописать права и обязанности сторон, а также узнать как, кому и когда отчитываться о результатах. Сегодня блогер крайне заинтересован в прибыли, а значит, должен сам позаботиться о своей выгоде и правильно оформить все аспекты сотрудничества с брендом.
На сегодня вопрос финансов остается открытым - большая часть блогеров не готова обсуждать все его тонкости в публичной беседе. Отчасти потому, что признаться в бескорыстности своего труда или неумении добиться его оплаты стыдно - в блогерском сообществе принято хвастать своими успехами, а не делиться переживаниями (здесь включается принцип конкуренции, что забавно, потому что гораздо выгоднее взаимодействовать, как все нормальные коллеги).
С другой стороны, фэшн-блогеры боятся потерять потенциальных спонсоров, признавшись, что какие-то проекты или материалы для других людей они создавали бесплатно. Ну и перед читателями тоже как-то неловко говорить об оплате материалов.
Фэшн-сообщество живет по принципу "чтобы быть успешным, надо излучать успех", прямо как герои фильма "Красота по-американски", и пока это закрывает нам путь к прямому и честному диалогу на тему оплаты работы блогера. Выгодно ли быть фэшн-блогером? Судите сами. В лучшем случае в русском фэшн-блоггинге найдется два или три человека, которые могут полностью обеспечивать себя только при помощи блога, но это все.
И вообще, возможно ли быть только блогером? Пожалуй, если хватает денег и терпения, можно ограничиться одним фэшн-блоггингом, но в реальных условиях блогер вынужден совмещать свое увлечение с работой, учебой или другими энергозатратными занятиями. Отсюда вывод: блогер не может ходить на презентации, организовывать съемки, проекты в том же ритме, что и штатный сотрудник редакции. Просто потому, что это не его работа. Когда я встречаюсь с коллегами на каких-нибудь презентациях (а это бывает очень редко), они спрашивают меня, почему я не появляюсь на мероприятиях чаще. Во-первых, невыгодно, во-вторых, некогда.
Нет, конечно, некоторые мероприятия я посещаю, но только, как я это называю, "по большой любви". Например, люблю ходить на презентации марки Asos, потому что она существует только в режиме онлайн-магазина, и мне самой интересно посмотреть на все "вживую" и рассказать об этом читателям. Если дружественный мне дизайнер попросит прийти на его вечеринку, я тоже с радостью его поддержу. А вот если это просто завоз свежего поступления в масс-маркет, который есть в каждом торговом центре и который вы сможете увидеть и пощупать на следующий же день, я не ощущаю своей необходимости и по-журналистски не вижу "информационного повода".
Ну и разумеется, я стараюсь фильтровать информацию по тематике блога. Я уверена, что мои читатели доверяют мне и моему вкусу, и если в блоге появится что-то чужеродное, и мне, и им будет некомфортно. В общем, если марка не близка ни мне, ни моим читателям, то никакое шампанское и тарталетки не компенсируют мне потраченное время. А ведь я вынуждена выкраивать его из своей основной занятости.
Еще бытует мнение, что блогеры купаются в подарках, но на самом деле они на презентациях случаются не так уж часто, а уж полезные - тем более. Открою секрет: отправляясь на презентацию, ты никогда не знаешь, что тебя ждет (начиная от длительности мероприятия, заканчивая наличием угощений, подарков, полезных контактов и далее). Это всегда игра вслепую, и даже у самых востребованных и опытных блогеров бывают походы "в никуда".
Как вы можете понять исходя из всех обозначенных мной точек, фэшн-блогер остается один в самом что ни на есть свободном плавании. И если он не может ни на что рассчитывать наверняка, то ему остается ориентироваться только на самого себя - вступать в диалог с марками, которые ему симпатичны, писать только о тех продуктах, которые ему действительно нравятся, рассказывать о своем опыте, основываясь на собственном вкусе и любознательности. В общем, признаться себе в том, что блог - это хобби с эпизодическими бонусами.
Подводя итоги, хочу сказать, что если смотреть на модный блог как на способ заработать, есть риск не получить ни пользы, ни положительных впечатлений. Но если воспринимать блог как инструмент общения, приятное, а иногда и полезное хобби, прислушиваться к внутреннему голосу и не забывать о профессионализме, из взаимодействия с брендами может получиться что-то хорошее. Ведь как вы наверное уже поняли, в сегодняшней фэшн-блогосфере выигрывают прежде всего читатели, ведь благодаря блогам у них есть доступ к приятному, эмоциональному, независимому, качественному контенту. Ведь именно за этим и читают блоги, не так ли?
Ну и напоследок предлагаю мнения нескольких модных блогеров о целесообразности их работы и взаимодействии с брендами. Ну, вдруг не у всех был такой опыт, как у меня.
-----
Маргарита Лемешко, блог White Rabbit Dreams ("пробег" блога - больше 3 лет):
Российский fashion-блогер — крайне противоречивая фигура. С одной стороны он представляет собой «глас народа», с другой — может хвататься за любую, даже самую убогую халяву и продвигать продукт среди своих читателей (особенно это свойственно молодым блогам). В связи с этим, блогер уже на ранней стадии теряет объективность и индивидуальность, а сами компании и агентства перестают уважать их как сегмент СМИ и предлагают Бог весть что в качестве «подарочка».
Совсем свежий пример: приходить в магазин одного русского масс-маркета, выбирать вещи, брать их на съемку, а потом возвращать обратно (поощрительный приз - одна вещь в подарок за два поста). Сразу возникает немой вопрос — эти вещи (уже ношенные) будут снова выставлены на продажу? Но это еще не самое забавное — вместе с вещичками блогер получает «Руководство по созданию постов», в котором на примере уже знакомых девушек четко указано, что хочет видеть заказчик. Обязательно соблюдение пунктов «женственность, грациозность и жизнерадостность» и неуместность «излишней сексуальности и вульгарности» в снимках. Непременно должны быть подписаны все вещи бренда, а также продублированы посты в соц сетях. Насколько нужно не уважать себя, чтобы согласиться на такое? Честно говоря, это вопрос скорее риторический.
Также блогеров зачастую привлекают различные презентации, открытия и вечеринки по поводу и без, где можно расслабиться, выпить шампанского и перекусить канапе из общей «кормушки», и, что немаловажно, отметиться в Instagram очередным самострелом. Именно ради такого широкого продвижения и устраивается большинство мелких мероприятий — ты приходишь туда и зачастую вообще не понимаешь информационного повода.
Безусловно, данное утверждение относится не ко всем и каждому и в России есть действительно достойные блогеры, зачастую даже менее популярные, чем вышеуказанные, но это лишь потому, что они более избирательны и независимы. Они образованы, пишут грамотно и всегда по делу, не издеваясь над своими подписчиками, заставляя их каждый раз читать про погоду и навязывая сомнительный продукт. Хочется верить, что такой период стагнации в скором времени пройдет, но это совсем не значит, что все станет лучше и будущее модного блогинга в России несомненно зависит только от самих блогеров.
Мария Тур, блог Fashion Kaleidoscope ("пробег" блога - 1,5 года):
Сначала отвечу на вопрос: зачем вообще заводить блог? Отбросим подарки, красивую одежду и аксессуары, вечеринки и прочие мероприятия со знаменитостями - это все имеет место быть и, я думаю, большинству уже этих атрибутов будет достаточно, чтобы оправданно стать блогером. И мне это тоже нравится! Хотя все же блог для меня - возможность общения с интересными, неординарными и талантливыми людьми. В этом контексте блогером быть очень выгодно! Ну, а если говорить о вопросе коммерции, то я думаю, что блог, как и любой бизнес-проект – это не простое занятие, хотя и производит впечатление такого.
Теперь о пиарщиках. Никаких трудностей в работе с пиар-агентствами у меня никогда не было. Я понимаю, что если у компании нет бюджета на рекламу, то пиарщик будет действовать в рамках этих возможностей. Другой вопрос, подходит мне или не подходит такое сотрудничество. Ты всегда можешь отказать или не прийти на мероприятие, где тебе подарят пару брошюрок и угостят двумя пирожными. Гораздо хуже, когда ты придёшь, все съешь и будешь улыбаться, а потом начнешь писать гневные посты о скупости компаний и неадекватных пиарщиках. Это странно, как минимум! Поэтому у меня в арсенале нет никаких ужастиков о "злостных" пиарщиках, есть какие-то личные выводы о конкретных людях, не более.
А, вообще, на данном этапе, могу сказать, что сотрудничества могут быть очень интересными, как в финансовом плане, так и в плане развития тебя как личности. Да, это выгодно и удобно, а главное предполагает дальнейшее развитие, что мне очень нравится и очень стимулирует.
Татьяна Безгодова, блог
Bonnie Blog ("пробег" блога - 2,5 года):
Про спонсорство. Я в последнее время отказываюсь ото всех спонсорских предложений... Просто спрашиваю себя: а купила ли бы я эту вещь за собственные деньги? И если нет - то зачем оно мне?
В конце концов, хочется уважать и себя и читателя. Не готова я "плясать под дудку" рекламодателя за вещь ценой 30$, которую я в жизни никогда носить не буду, потому что не люблю синтетику, остромодные вещи и вещи "без лица"... Я не принимаю в дар вещи в обмен на фотосессию и рекламу в блоге. Организация фотосессии подчас гораздо дороже и по деньгам и по времени, чем стоит предлагаемая вещь; но дело даже не в этом - я хочу, чтобы мой блог оставался территорией только личного чистого творчества.
Поэкспериментировала пару раз с этим спонсорством - и поняла, что не мое это... Наверное, потому, что я не профессиональный стилист или блогер, а просто увлекающийся человек. Делаю только то, что хочу, в чем чувствую потребность души.
P.s. Ни в коем случае не хочу никого обидеть - каждый идет своим путем, и кто-то может обыгрывать спонсорские вещи интересно и красиво...
Светлана Падерина, блог Svet Sezona ("пробег" блога - примерно 4 года):
Ты задала вопрос – какие выгоды приносит это дело, блогинг. Знаешь я думаю, что любое дело, которое ты стремишься делать профессионально, вкладываешь время, силы, энергию и всё остальное, рано или поздно приносит дивиденды – материальные или какие-то другие. С ведением блога то же самое. Глупо, сделав пару постов на скорую руку, не позаботившись ни о хороших текстах, ни о классных картинках, объявить себя блогером и ждать, когда же посыплются всевозможные блогерские блага – приглашения, подарки, предложения о рекламных публикациях и пресс-турах. Но если всё это началось, и интересных – именно тебе интересных – предложений поступает немало, значит, твой интернет-журнал можно считать успешным, и можно сказать, что быть таким блогером действительно выгодно.
Я веду свой блог где-то четыре года, и могу сказать, что главное, что он мне принёс – много-много отличных знакомств. Несколько раз было так, что я писала про нового дизайнера, который мне понравился и впоследствии мы становились хорошими друзьями, причём довольно быстро, потому что блог – он моментально показывает меня людям и рассказывает обо мне. Сейчас у меня друзья в Москве, Питере, Антверпене, Флоренции… Ну и конечно, все эти люди из сферы моды, поэтому мне с ними особенно интересно.
Второй гигантский плюс, который приносит мне блог – это работа. Свою должность редактора в PROfashion я получила именно благодаря ему, так же меня пригласили вести колонку в Collezioni. Если хочешь заявить о себе как фэшн-автор, стилист, иллюстратор или дизайнер – лучше блога и не придумать, это такое постоянно обновляющееся, интерактивное портфолио.
Ну и, конечно, бывают и другие плюсы в виде пресс-туров, например; но тут надо понимать, что нельзя сидеть и ждать, пока тебя позовут в пресс-тур, нужно самому активно ездить – тратить на это собственные деньги и время, публиковать сочные отчёты из путешествий (я, например, пишу о фэшн-выставках в Европе и о том, как мои друзья учатся в Антверпене и Флоренции), тогда получить спонсорство поездки куда более реально, чем с «чистого листа».
Приятно наблюдать со стороны и быть частью сферы, набирающей все более серьезные обороты с каждым годом. Авторитет блогосферы еще может кем-то вяло оспариваться, но чаще всего это завуалированные сигналы SOS потесненной печатной прессы. Практика показывает, что у блоггинга есть все шансы на обретение стабильного и достойного места среди остальных digital и даже печатных СМИ. Ведь ведение и модерирование своего блога - это большой труд, требующий постоянного вложения времени и усилий.
Зачастую над одним ресурсом работает сразу несколько человек: сам автор, фотограф, модератор, дизайнер. Поэтому нельзя недооценивать и приунижать всю эту работу блоггера, предлагая ему поддержать тот или иной PR-проект. Для многих блоггеров это такая же работа, как и для всех остальных - журналистов, PR-щиков, менеджеров. Поэтому просто смешно иногда слышать высказывания вроде "все блоггеры - халявщики". В таком случае блоггеры скорее занимаются благотворительностью, рассказывая о бренде за подарок, хотя это полноценная работа. Если мыслить в подобном ключе, то почему тогда никто не усомнится в праве PR менеждера получать свою зарплату из бюджета, выделенного брендом на интернет-продвижение?
Не то чтобы меня сильно расстраивали спонтанные и безымянные подарки, но иногда некоторые бренды не только не предупреждают ни в какой форме о внезапном появлении их курьера у моей двери в 8-30 утра, но посылают заведомо неподходящие мне продукты, либо то, о чем я уже писала в блоге. Вывод: они просто не интересуются блоггером и не следят за его ресурсом. Такие люди стараются сделать своему продукту максимальный пиар с минимальной коммуникацией с журналистом, а так не бывает. Ведь логичнее заранее осведомиться у блоггера о его индивидуальных особенностях, а не высылать все новинки подряд, осваивая бюджет без шанса на реальный результат.
Работая и как представитель PR, и как блоггер, я знаю не понаслышке, какого труда порой требует организация мероприятий. В ситуации цейтнота до и во время мероприятия только настоящий профессионал своего дела способен держать под контролем все вокруг - от градуса настроения приглашенных гостей, до технических аспектов. Поэтому после пары ситуаций, когда прийдя на мероприятие, я в числе других блоггеров обнаруживала, что мне не хватает посадочного места, потому что представитель PR напутал с рассадкой или в панике циркулирует по всему помещению с ужасом в глазах, я взяла себе за правило заранее уточнять у организаторов о наличии мест. Простоять всю часовую презентацию / концерт / шоу на ногах просто физически невозможно, да и неуважительно по отношению к журналисту, который делает свою работу и потом должен будет писать о мероприятии. Нужно самому заботиться о себе, и не лишним будет всегда уточнять такие аспекты.
Материал: London-is-passion
Хорошо написано, ёмко! Интересно было почитать и чужие мнения...
ОтветитьУдалитьxxx
Tatiana
http://www.bonnieblog.net/
My FACEBOOK
My TWITTER
ВКОНТАКТЕ
Я старалась предоставить максимально полный материал)
УдалитьСпасибо за участие!
Яночка, спасибо за ссылочку на меня и мне особенно приятно, что ты так много обо мне написала в таком интересном и актуальном посте )
ОтветитьУдалитьПоскольку я нахожусь по обе стороны баррикад - я и блоггер, и пиарщик, то в своей проф деятельности я стараюсь сделать так, чтобы блоггеру всегда было комфортно и выгодно сотрудничать с брендами, которые я представляю. И я никогда не обещаю блоггерам того, что может сорваться или на что может не хватить бюджета, ведь я отлично понимаю, как они себя будут в таком случае чувствовать
Спасибо, Маш! Я тебя очень ценю как профессионала на обоих поприщах, и уверена, что на твою пиар-карьеру сильно повлиял твой блог. С тобой всегда приятно и легко, а это такая редкость. Вот честно.
Удалитьну я пиарщиком стала только после того, как стала блоггером, до этого я, кстати, была маркетологом )
УдалитьТебе это в огромный-огромный плюс!
УдалитьРада, что все больше блоггеров поднимают эту тему и прописывают все по пунктам.
ОтветитьУдалитьМоя статья "Про 9 вредных привычек блоггеров, от которых стоит избавиться" тоже недавно вызвала резонанс.
Уверена, что твоя статья тоже вызовет неподдельный интерес многих. Очень емко и четко, молодец!
Да, я помню)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПрочитала ваше сообщение, спасибо за внимание!
УдалитьОтличный пост, Яна, спасибо)
ОтветитьУдалитьСпасибо за участие!
УдалитьОтличный пост. Во многом соглашусь.
ОтветитьУдалитьИз моей практики вот ещё какое наблюдение. Я много общаюсь с российскими дизайнерами, и когда речь заходит о рекламе в блогах, начинается "на жалость": ну мы же молодые, начинающие, государство нас не поддерживает, крупная пресса тоже, вот почему бы вам, блогерам, нас не поддержать. При этом ни мысли не мелькает, что хороший интернет-проект так же требует вложений, и ресурсов, и, наверное, поддержки - но, видимо, блогеры производят такое впечатление, что питаются они исключительно радужными облаками )
ОтветитьУдалитьВообще я думаю, что в этом есть и вина блогеров: мы действительно так хотим успеха, что пытаемся его излучать. Ну а если ты такой весь из себя успешный, все хотят, чтобы ты поделился.
УдалитьОтправила ссылку на пост в hello,blogger, если вы не против. Видимо, пора мне вас в авторы на платформу звать)
ОтветитьУдалитьЯ не против)
УдалитьОчень здорово, что Ваша публикация, Яна, вызвала такой интерес - иначе бы не состоялось мое знакомство с Вашим блогом. Выскажусь по теме: часто для представителей брендов или PR-агентств блоги и блогеры - это всего лишь инструмент. Один из немногих. Поэтому бывает, что "его теряют/про него забывают". Это не оправдание с человеческой точки зрения, но, когда речь идет о больших цифрах и минимальных финансовых затратах, личные переживания "одного маленького блогера" в расчет не берутся вообще. Как можно заметить по истории господина Чемоданова, порою и к действительно "очень важным персонам" могут относиться просто как к инструменту. Одному из сотни. Я бывала в похожей ситуации, когда, будучи уже полностью вовлеченной в проект, попадала в полный игнор, но для себя я воспринимала это просто как опыт и формировала свое конкретное отношение к пиар-агентству, которое представляло эту марку. Вообще же, я чаще всего иногрирую предложения, которые поступают практически ежедневно (и не только из опасений снова попасть в игнор, но и поэтому тоже), поскольку представители марок, чаще всего, жаждут халявы, не предлагая взамен что-то хоть сколько-нибудь интересное и мне лично, и - потенциально - моим читателям. И дело даже не в деньгах. В хорошем проекте, который может вызвать интерес у аудитории и стать виральным можно и безвозмездно поучаствовать. Увы, pr-индустрия в России, на самом-то деле, не намного старше блогосферы, поэтому ребятам еще самим учиться и учиться о том как работать с медиа. Вообще, это интересная тема для беседы, и сколько людей, столько и мнений :3
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваш комментарий! Очень рада, что Вам понравился мой блог.
УдалитьДа, в основном все молодо-зелено, и это сильно осложняет организацию рабочего процесса для меня. Тоже стараюсь все фильтровать, иногда месяцами не соглашаюсь ни на какие приглашения, чтобы чувствовать себя спокойно и просто заниматься своей жизнью. Блог тоже не страдает, иногда даже выигрывает из-за этого)
Согласна, что выигрывает. Мне со временем стало казаться, что я зря поначалу вообще на что-то соглашалась. Как по мне, лучше в блоге писать от души, без различного рода обязательств перед кем-то, и со временем, когда уже будет заработан определенного рода авторитет, и к тебе придут с предложением о сотрудничестве как к личности, а не одному из "сотни инструментов", это предложение можно будет рассмотреть, чувствуя себя "на равных" с маркой. Эх, мячты :3
УдалитьВ последнее время много обсуждали это с коллегами (теми, кто согласился на открытую беседу). По-моему, грустно, когда блог превращается в помойку фантиков тех мест, где хозяину довелось побывать. Впрочем, даже наличие авторитета не является гарантией уважения. С разными компаниями разговор разный.
УдалитьЯна, спасибо за пост! Я сама многое почерпнула для себя и даже какие-то новые мысли появились. Но я почитала комментарии и поняла, что все правы по-своему и это имеет место быть, потому что блог -это такая площадка, которая позволяет все, что угодно. Вот ты пишешь, что не хочешь, чтоб твой блог превращался в "помойку" отчетов о мероприятиях, а у меня такие истории были, что мне девушки с других городов писали, что у них скучная жизнь в маленьком городе, что нет таких мероприятий, как в Москве, что им очень нравится смотреть такого рода посты. То есть лично мой контент формируется не только от моих личных предпочтений, но и еще в результате того, что интересно тем людям, которые начинают "кучковаться" вокруг меня. И это тоже очень интересный момент - формирование контента, может даже тема для нового анализа?)))
УдалитьА по поводу ожиданий и "плохого" поведения пиарщиков. Я думаю, что надо точно давать себе отчет в том, что все зависит от твоей популярности, статистики и большой конкуренции в этой сфере. А конкуренция просто нереальная: кроме миллиона русскоязычных блогов присутствуют еще глянец, онлайн порталы, и даже бывшие звезды Дом-2 в инстаграме, которые тоже теперь берут деньги за свои посты. Кстати, у них просто бешеная аудитория, и с этой точки зрения они даже выгоднее для пиара. Другой вопрос - человеческие взаимоотношения. Тут могу сказать, что ведут себя часто очень не достойно, но это уже не моя проблема, а проблема "кармы" этих людей.)))) Я нормально к этому отношусь, как к рабочему моменту.
Согласна, Маш. Все очень зависит от аудитории и формата. У тебя он четкий и определенный, а бывает, что блогера сильно "шатает" - вот тогда блог и превращается в помойку из пресс-релизов и обязательств перед другими (не перед собой и читателями). Я имею ввиду те моменты, когда тебе что-нибудь подарили или просто пригласили, а потом требуют публикации, и ты как бы нехотя чего-то там придумываешь. Это грустно)
УдалитьОчень интересная статья, особенно для человека "вне" модного блогинга. Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось.
Удалитькакая актуальная тема затронута,
ОтветитьУдалитьдействительно открывая свою френд ленту понимаю что содружественные блоги кучами ходят на очередной запуск или презентацию , море селфи и хвалебный отчёт о напитках и пироженках которые подавались))) как к этому относиться решает каждый читатель сам для себя , но я уже перестала посещать эти блоги, просто отписываться не очень удобно...
что касается заработка - то по моему большинство ведут блог как хобби , и совсем единицы как источник дохода и неких благ. Большинство всё же пытается просто изложить свою точку зрения на сегодняшнюю моду , течения и направления.
Ваш же блог сильно выбивается из списка остальных , уже только потому что Вы более глубоко смотрите и на моду и на жизнь в целом .... наверное это у Вас в характере, всё что Вы делаете делаете на 5 с плюсом...
Спасибо за блог и Ваш труд!!!
Действительно это у меня в характере, вы верно заметили) Хотя я ни в коем случае не противопоставляю себя другим блогерам - моим друзьям и коллегам, с которыми я могу пойти куда-то просто ради компании. Ведь все мы варимся в одной среде и одних проблемах, может быть, я просто по-другому отношусь к своему рабочему процессу, чем некоторые коллеги. Мне больше нравится тратить свое ограниченное количество времени и сил на написание текстов, чем на пробежку по разбросанным по всем уголкам Москвы мероприятиям, не которых, как я уже сказала, еще не известно, что будет. Впрочем, иногда я действительно с интересом что-то тестирую, и это попадает в блог - надеюсь, в качестве интересного дополнения.
УдалитьОчень информативная статья и очень актуальная тема! Спасибо! В особенности данная тема актуальна для Эстонии (где модный блогинг только-только начинает набирать оборот и для promotion'a фирмы стараются привлекать блогеров, в большинстве случаев за подарки).
ОтветитьУдалитьЛена
Спасибо! Мы тоже еще в начале пути, когда нужно вырабатывать этику, правила сотрудничества и обязательства. Надеюсь, это скоро устаканится.
УдалитьОчень интересная тема.
ОтветитьУдалитьВ поисках блогера для одного интернет-магазином я контактировала с несколькими фэшн-блогерами, в очень вежливой форме, чтобы начать диалог о дальнейшем сотрудничестве. Некоторые из них не отреагировали вообще никак. Может как-то неправильно ожидать в этом случае хотя бы простого 'спасибо, но меня это не интересует/ваш магазин мне не подходит'? (Аудитория этих блогов не настолько велика, чтобы они ежедневно утопали в письмах и предложениях, плюс речь шла об интернет-магазине аксессуаров, а не моющих средств, то есть все по теме).
При этом, есть тенденция порассуждать, как в россии до сих пор блогеров не воспринимают как действительно работающий инструмент pr, то ли дело у них, западных блогеров - предложения, вечеринки, показы так и сыпятся.
Как правильно написала Маргарита Лемешко - 'будущее модного блогинга в России несомненно зависит только от самих блогеров'
Это всегда двусторонняя работа и взаимодействие. И если ты позиционируешь себя как фэшнблогер, открыто сотрудничаешь с магазинами, и рассматриваешь свой блог как инструмент для заработка, странно ожидать 'западной славы' с таким вот русским подходом. Чтобы 'изменить мир', а точнее изменить отношение к блогерам, некоторым, наверное стоит начать с себя :) Элементарная вежливая переписка мне кажется минимальным ожиданием.
Совершенно согласна, что ведения блога не праздник каждый день и писанина на коленке.
Очень рада была увидеть в списке девушек, к которым все вышенаписанное мной не относится, и уже после первого контакта с которыми совершенно очевидно, было бы приятно работать (Поэтому спасибо, Яна, за такую хорошую выборку).
Согласна, что работа двусторонняя, но в защиту блогеров могу сказать, что некоторые пиарщики морочат мне голову недели по три, и после потраченных часов и обманутых ожиданий порой не хочется отвечать ни на какие письма. Кстати, очень часто так случается, что я отвечаю на письмо пиарщика положительно, а потом он сам пропадает, и его уже не найти. И вот я теряю контакт, информацию, время, но при этом это не моя работа. А пиарщик на работе, оплачиваемой, между прочим, и издержки его профессии по крайней мере чем-то покрываются.
УдалитьГоворя об игноре со стороны блогеров, это далеко не всегда происходит специально)
УдалитьЯ журналист и мне на обе почты (рабочую и личную) каждый день приходит множество писем. И так как на работе я не всегда могу моментально среагировать на поступившее предложение по блогу, я его откладываю, а потом из-за информационной нагрузки у меня просто вылетает из головы, что нужно написать ответ.
В связи с этим хочу вести заметки, но, боюсь, я даже с ними буду все забывать)
Проблема двусторонняя, это очевидно.
УдалитьМогу понять и нескончаемый поток писем,
и их неадекватное содержание, и нежелание на них реагировать. Но продолжаю верить, что описанный мной случай таковым не был :)
Психологически, конечно, многим сложно сказать 'нет' и они выбирают тактику молчания, мол, пусть там уж сам догадается. К сожалению, не все люди вырастают до взрослого поведения в таких ситуациях.
Спасибо, что решилась сказать правду! Однажды я услышала от менеджераPR крупной сети магазинов в России и СНГ:" Это ваша работа- ходить по мероприятиям и есть!" Когда я сказала, что за работу принято получать зарплату, то она обиделась. Такие есть понятия!;)
ОтветитьУдалитьМне кажется, мы вообще должны чаще об этом говорить, чтобы люди не думали, что это наша работа.
УдалитьЯна, спасибо Вам большое за такой прекрасный пост, который расставил все точки над i! Лично для меня, в моей голове теперь всё сложилось как надо. По полочкам.
ОтветитьУдалитьВесной мы с Вами встречались на MBFW, я спросила Вас о том, кого же можно назвать модным блогером? Очень понравился Ваш ответ! (кстати скоро выложу это видео, все никак руки не доходят до него) С тех пор я регулярно читаю Ваш блог и каждый раз восхищаюсь подачей информации и стилем изложения. Очень красиво у Вас получается передавать эмоции.
А именно за эмоции я и люблю блогосферу. Когда человек пишет правду, все что у него сейчас на душе. Это безусловно притягивает и я начинаю доверять автору. Вам я доверяю. А вот некоторым, и их к сожалению большинство, нет. В этом сама суть блоггинга, на мой взгляд! Доверие читателей и их заинтересованность в авторе.
Особенно равнодушна я к постам о погоде, о трендах, брендах и тому, как с чем сочетать вещи.
Часто я указываю на это в своих постах и призываю начинающих блогеров не делать так! На что получаю комментарии в стиле: "Фи, а мы как писали об осени за окном, так и будем писать, потому что она прекрасна и об этом просто невозможно не писать!". А еще стала замечать как от меня отписываются девочки, которым я особо то ничего не сделала)) Сделала для себя вывод, что не любит у нас народ критики и не хочет развиваться. В этом то вся проблема! Нет желания!
На мой взгляд блог должен вдохновлять на позитивные изменения в жизни каждого читателя. Разве не так? Зачем мне заходить в блог к тем, кто пишет о погоде за окном? Что мне это даст?
Резюмируя, хочу сказать только одно: Все в наших руках. Главное - желание!
Я помню, Марина. Говорила я, конечно, без подготовки, но до сих пор довольна свои ответом. Спасибо большое за внимание к моему блогу, я тоже к вам порой заглядываю, не скрою)
УдалитьМне кажется, в личном блоге можно говорить о чем угодно, ну а уж если есть какие-то претензии на авторитетность и какое-то место в медиа-пространстве, тогда нужно думать о запросах читателей в первую очередь.
Как знакома ситуация! И не только эта, но и все смешанные ощущения, которые вы описали в своей статье, думаю, испытывал каждый блоггер.
ОтветитьУдалитьВсе хотят рекламные посты о своей продукции буквально за пробник или "горячий репортаж" о двух рекламных стендах с продукцией в местном торговом центре. :))
Ещё забавляет отношение знакомых, которые поняние не имеют о блоггинге, мол, вам так просто, вас заваливают подарками, а вы ещё и носом крутите, при том, что ничего не делаете. Интересно, если это так просто, чего же все не стали блоггерами? :))
Спасибо за объемную, полную и разложенную по полочкам статью. Люблю читать добротный материал на подобные темы, что редко встречается. Вы отлично пишите (хотя, скорее всего и сами об этом отлично знаете). ;))
Это моя профессия все-таки)
УдалитьСпасибо!
Да, все думают, что бесплатные походы на концерты (редко) и презентации (часто и бессмысленно) - это прямо такая халява. На самом же деле это скорее невыгодно по затратам, чем все это время работать, а потом пойти и купить билет на то, что хочется.
Полностью согласна! Самой купить, и никто тебя дёргать не будет, и не возникнет ощущений, что ты что-то кому-то должна. :))
УдалитьУвы, увы.
УдалитьНаконец-то все это сказано вслух! Браво, Яна!
ОтветитьУдалитьУра!
УдалитьОчень познавательный пост, о многом заставил задуматься, меня, как, так называемого "блоггера" :)
ОтветитьУдалитьhttp://zlatapetrenko.blogspot.ru/
)) Рада, что вам понравилось.
УдалитьОтличный пост о насущном, который стоит прочесть не только начинающим блоггерам, но и пиарщикам - дабы избежать ошибок, переходящий из одного сотрудничества в другое.
ОтветитьУдалитьСпасибо за честность и четкость, сейчас это крайне ценно!
Если честно, очень на это надеюсь, потому что встретила на просторах интернета инструкцию "по поведению блогеров на презентациях". Слегка так ужаснулась.
УдалитьСпасибо вам большое за статью! Мне, как начинающему блоггеру, она очень полезна, чтоб разобраться во всей этой "кухне"!) На мой взгляд в сотрудничестве с брендами нет ничего плохого, если только придерживаться собственному стилю и не изменять себе ради денег и халявных шмоток! Но если вдруг меня попросят запостить в своем блоге а потом и оставить себе вещь, которая безумно нравится, естественно я соглашусь!) А вот когда у блоггеров идет ориентация исключительно на прибыль, когда они уже не понимают зачем они вообще этим занимаются, вот это печально...
ОтветитьУдалитьhttp://ritalifestyle.blogspot.ru/
Да, так и есть, получается помойка из разных случайностей) Но, к счастью, это случается не со всеми блогами!
УдалитьОчень хорошо написано, прочитала от и до) Надо взять на заметку!)
ОтветитьУдалитьРада, что вам понравилось)
Удалить