---

Блог англоманки, фэшионисты, тайной дочери Хелены Бонэм Картер

---
Привет, вы читаете блог [London-is-passion]! Здесь вы найдете записи обо всем, что находит отражение в широком понятии "мода". От исторических событий и общественных настроений до повседневных ритуалов и частных мнений, от произведений искусства и громких имен до обыкновенных штампов и продуктов быстрого потребления. В разделе Тренды я рассказываю о сезонных изменениях моды, последних тенденциях, предыстории и развитии различных стилистических направлений. В рубрике Винтажные фотографии я размещаю снимки разных лет, любезно предоставленные блогу [LIP] их хозяевами. Любопытными параллелями делюсь в рубрике Игра в классики, свои мысли относительно происходящего в моде и в обществе высказываю в разделе Манифесты. Для рубрики Fashion Forecast я составляю сеты и придумываю увлекательные истории на каждый день, а в разделе Ретроспективы объединяю снимки разных периодов под одной темой. Мои фотографии и путевые заметки вы можете найти в разделе Обо мне. Enjoy!

воскресенье, июля 28, 2013

Век девятнадцатый / урок от Александра Васильева

Прогулка по выставке "Мода в зеркале истории: XIX - XX вв." под стройный рассказ Александра Васильева прошла так быстро, что за три часа мы осилили только часть экспозиции, отведенную XIX веку. О ней я сегодня и расскажу. К сожалению, не все платья, запечатленные на фотографиях хронологически точно соотвествуют каждому названному десятилетию (тут и специфика коллекции, и я кое-где недосмотрела, и неравномерное развитие и распространение моды), зато прекрасно иллюстрируют описываемые изменения в моде.

1810-1820-е
Экспозиция, посвященная XIX веку, начинается с эпохи ампир - периода правления Наполеона I во Франции (здесь - преимущественно 1800-е и 1810-е). В костюме, как и в обществе, произошла революция. Стиль ампир подразумевал подражание всему античному (греческому или римскому), и внешний облик женщины стал напоминать прекрасные белые статуи, популярные на протяжении всей эпохи классицизма. Конструкция платьев облегчилась, они стали почти прозрачными - в подражание античности. Корсеты уступили место тонким трико телесного цвета, которые, впрочем, не очень тщательно скрывали очертания женской фигуры, явно проступающие из под тонкого шелка или батиста.
Свобода заключалась не только во временном освобождении от корсета, но и в походке: ампир - эпоха плоской подошвы. Маленькие белые атласные туфли по виду напоминали пуанты и выглядели очень кокетливо. В прическах также прослеживалось влияние античности: они укладывались по примеру сохранившихся барельефов и статуй и украшались декоративными венками. Если на прическу не оставалось времени, голову украшал нарядный белый чепчик.
Ампир - эпоха болезней. Девушки, выпархивающие из бальных зал на улицу в тончайших платьях, простужались, заболевали пневмонией или чахоткой и умирали. Именно тогда появился термин "victimes de la mode" - "жертвы моды" (об этом я писала вот здесь).
Все это женщины делали для того, чтобы завладеть вниманием мужчин, ведь первые декады XIX века - это период войн и, как следствие, дефицита мужского населения. Впрочем, был один способ согреться - это шали. Французы вошли в Египет, где обнаружили запасы кашемировых шалей из Индии. В Европе их продавали за большие деньги, и вскоре, во многих странах наладилось собственное производство. Шали изготавливали не только во Франции и Англии, но и в России (у нас придумали шить двусторонние шали).

1820-1830-е
Эти десятилетия отличаются возросшей скромностью. Мужчины вернулись с фронта, женщины переоделись в приличных особ, но изменять привычному белому цвету и полюбившейся завышенной талии не стали. Правда, ткани стали более плотными, а вырезы более сдержанными. Шею украшали аккуратные воротники и изящные броши. Во Франции это эпоха Реставрации, в Германии - Бидермайер, в России - время Александра I и Николая I (а также Александра Пушкина и Натальи Гончаровой как эталона красоты и моды).
В моду вошел историзм, и с популярностью "Трех мушкетеров" вернулись крупные воротники, объемные рукава жиго, корсеты, контрастные пояса, береты, тюрбаны. Появились короткие женские куртки - спенсеры (внизу слева). Вечерние платья благородных тонов вновь обрели изысканное мерцание богатых тканей (крема, шелка). Самые дорогие шали - блондовые: они легкие, тонкие и совершенно прозрачные (внизу справа).
Все чаще повседневные платья стали шить из тканей с рисунком. Пока - не очень ярким: цветочные мотивы, мелкая клетка, всевозможные орнаменты.
Загар или раскрасневшееся от огня из камина лицо считались дурным тоном, и модницы предпочитали защищать себя от нежелательного влияния. В случае с камином им помогали небольшие экраны, которые необходимо было держать прямо перед лицом (примерно как маску).

1830-1840-е
Этот период не был очень продуктивными в плане развития костюма. Пышность рукавов жиго опускалась все ниже и со временем сходила на нет. Талия вернулась на свое место. Преобладали нежные тона, женственные мотивы: пастель, цветы, кружево. Линия декольте немного опускалась.
Чепчики - неотъемлемая часть гардероба этого времени - украшались лентами и искусственными цветами, в очередной раз подтверждая нежность и женственность своей обладательницы.

1850-е
На XIX век значительно повлияла британская королева Виктория, правившая дольше всех английских монархов. Клетка Балморал, названная по имени королевской резиденции в Шотландии, распространилась по миру с легкой подачи популярнейшей четы Виктории и Альберта.
Королева Виктория также жаловала и широкие накрахмаленные юбки - кринолины. Подол становится все шире, талия - все уже.
Середина XIX века демонстрирует все достижения индустрии. Во-первых, цвет: он активно включается в платья и в виде отделки и в виде основы.
Во-вторых, декор: распространение швейных машинок (возглавленное Зингером) позволяет декорировать платья новыми способами. Стиль середины века даже назвали "вторым рококо".

1860-е
Пышные кринолины были крайне неудобны. Возрастала мода на путешествия, прогулки, и женщины стали нуждаться в большей мобильности. Им на помощь пришел Чарлз Ворт - один из первых в мире кутюрье.
Ворт упраздняет кринолины, но по коммерческим соображениям вскоре вводит на их место тюрнюры. В моду входят драпировки.

1870-е
Тюрнюр тоже претерпевает изменения: сначала он был объемным, потом стал узким, "русалочьим", затем вновь увеличился,  стал похож на "хвост креветки". 
Тюрнюр стал символом процветания европейской буржуазии. Мода на аксессуары была неразрывно связана с колониальными продуктами - перья, чучела редких птиц, черепаха, перламутр, восточные товары.


1880-е

Буржуазный вкус подвергался острой критике, ему на смену пришло средневековое влияние: силуэт стал более простым, цвета - приглушенными.

Тонкие ломаные орнаменты украшали колоколообразные юбки, отвечая эстетическим запросам нового движения.


1890-е

В этот период костюм становится более функциональным, теперь он разделяется на юбку и корсаж. Зачастую к одной юбке прилагалось два верха - для дня и для вечера.
Возвращаются пышные рукава жиго. В моде бархат, кружево, пайетки и стеклярус.
Стиль ар-нуво оказывает влияние на развитие моды: становятся популярными природные оттенки, мягкость форм.

1900-е
Распространение получают прогулочные тальмы. Изображенная снизу гоностаевая зимняя тальма - работа императорского поставщика скорняка Белкина.
Линия талии несколько опускается, рукава остаются пышными, но как бы "опадают", то же самое происходит и с грудью - это силуэт эпохи модерн. При этом талия остается очень тонкой, не более 50 см.
Одежду от кутюр отличал особый блеск отделки: бальные платья из муслина, шелка и шифона украшали кружевные воланы, вставки, вышивка бисером, стеклярусом, блестками, даже жемчугом. Встречается меховая оторочка, отделка перьями.
Распространяются дома моды. В России - торжество "поставщика Ея Императорского Величества" Надежды Ламановой (Москва).
Еще один знаменитый модный дом - "Бризак" (Петербург). Модный дом являлся поставщиком императорского двора и обслуживал только членов царской семьи, но по высочайшему указанию было сделано два исключения: артистки Анна Павлова и Анастасия Вяльцева. После революции меховые запасы фанцузов были национализированы.

Ну, и, разумеется, рекомендую сходить на выставку, проходящую в Музее Москвы,
и рассмотреть игру ткани, изящные аксессуары, тонкую вышивку и прочие детали самостоятельно, а также посетить вторую часть выставки, посвященную моде XX века.

12 комментариев:

  1. Анонимный8:53 AM, июля 30, 2013

    Яна, спасибо большое за Ваш труд! Очень познавательный и красивый пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за пост! Намного интереснее читать посты с небольшими историческими справками, чем просто смотреть набор фотографий с выставки).

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Вам! 18 августа я побывала на выставке, мне очень понравилось, под впечатлением от нее прочитала Ваш пост, интересно и познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Мне понравилось Ваше изложение - все очень четко, лаконично и доступно.
    Спасибо, было интересно, хоть так побывать на выставке А. Васильева.

    ОтветитьУдалить
  5. Фундаментальная, крайне увлекательная и познавательная публикация! Теперь я знаю, что есть "блондовый" :). А не хочешь историю ирландского кружева осветить в своем замечательном блоге? Тоже очень интересно).

    "В случае с камином им помогали небольшие экраны, которые необходимо было держать прямо перед лицом (примерно как маску)". Ужас какой)).

    "...Пастель, цветы, кружево" - о да, это по мне! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я обожаю и кружево, и все ирландское) Ты прямо в точку бьешь))
      Кстати, до Васильева я про блондовый тоже не знала!

      Удалить
    2. Угу, и парни ирландские с тициановским цветом волос очень даже ничего! ;)

      x

      Удалить